Китай'05: Кристиан Клин

Гонка #750: 16 октября 2005 года. Гран При Китая. Шанхай
Поул Фернандо Алонсо (Renault R25) - 1. 34,080 (208,584 км/ч)
Лучший круг Кими Райкконен (McLaren MP4-20) - 1. 33,242 (210,458 км/ч)
Победитель Фернандо Алонсо (Renault R25) - 1:39. 53,618 (183,234 км/ч)

Финальный этап 56-го чемпионата мира должен был назвать имя обладателя Кубка конструкторов. До середины сезона преимущество в скорости было у Renault, но затем чаша весов явно начала склоняться в пользу McLaren. Фернандо Алонсо – благодаря ставшему в наши дни знаменитым умению выжимать максимум из любой ситуации – уже стал самым юным в истории обладателем титула сильнейшего пилота Ф1, а вот спор команд был в самом разгаре.

Два очка в пользу французов не выглядели до начала уик-энда огромным отрывом, однако в субботу, когда Алонсо и его напарник Джанкарло Физикелла оказались быстрейшими в квалификации шансы McLaren котировались уже не столь высоко. За команду Рона Денниса в том сезоне выступала своеобразная пара пилотов, хорошим олицетворением которой стали лёд и пламень: Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя.

Однако козыри в Шанхае все же были у парней Флавио Бриаторе, и те разыграли старт как по нотам. Фернандо мощно рванул вперед, а Джанкарло, верный роли оруженосца, занял в первом повороте наилучшую траекторию. Конфигурация китайской трассы никогда не считалась особенно обгонной, так что пилоты McLaren оказались накрепко заперты на третьей и четвертой позициях.

К пятому Кругу Алонсо оторвался от преследователей на шесть секунд, к десятому – на 11, после чего продолжал добавлять по секунде на каждом следующем. А на 20-м Хуан Монтойя, явно изнывающий от желания пойти в рискованную атаку, но не имеющий такой возможности, слишком широко заехал на поребрик, задел крышку дренажного люка и сбил её с места.

Для самого колумбийца это означало несколько пит-стопов и скорый сход, для его команды – потерю почти всех шансов завоевать Кубок конструкторов, а для остальных участников гонки – выезд машины безопасности. Все усилия Алонсо оказались напрасны.

Следующим заметным событием, не считая поголовных визитов в боксы на дозаправку, стал нелепый сход Михаэля Шумахера. После пяти подряд титулов немец оказался вне игры из-за резкой и поздней смены регламента. Сезон оказался не слишком ярким, а завершилось все несколько странной ошибкой на черепашьей скорости и вылетом в зону безопасности.

После рестарта картина осталась прежней: Алонсо вновь уезжал, а Физикелла сдерживал Райкконена. А вот еще одна пауза (на этот раз потребовалось эвакуировать разбитый в щепки Jordan Нараина Картикеяна) привела-таки к изменениям. Въезжая в боксы, итальянец из Renault двигался нарочито медленно, чтобы дать время напарнику заправить бак. И сначала его наказал Райкконен, переиграв по ходу синхронного пит-стопа, а потом и судьи: за блокировку.

Однако самому Кими это лишь позволило выйти на вторую позицию – догнать раскатившегося Алонсо было уже нереально. Молодой пилот сделал-таки то, что в свое время не удалось даже Алену Просту: принес заводской команде Renault Кубок конструкторов. Райкконен закончил гонку вторым, замкнул же первую тройку Ральф Шумахер из Toyota.
Интересно. . .
Это воскресенье не задалось у Михаэля Шумахера с самого начала. За полчаса до старта, когда немец выезжал из боксов на стартовое поле, у его Ferrari отказала коробка передач. Пилот направил машину к краю трассы, и в этот самый момент на него сзади на высокой скорости налетел Кристиан Альберс из Minardi. Обоим в итоге пришлось стартовать из боксов, предварительно пересев за руль запасных машин.

Кристиан Клин

Пятый результат в Шанхае стал лучшим в карьере австрийского пилота Кристиана Клина. Он пользовался протекцией земляков из компании Red Bull, но не смог удержаться в гонках Гран При до того момента, когда машины с изображением красного быка поехали по-настоящему быстро.

В юные годы Клин перепробовал множество спортивных дисциплин, и картинг был далеко не главным его фаворитом. Но все изменилось одним летним днем 1991 года, когда 8-летний Кристиан и его отец через дыру в ограждении (!) пробрались в паддок Гран При Формулы 1. Дело было в пятницу, народу было не так много, и им навтречу неожиданно попался Айртон Сенна.

Волшебник брёл в одиночестве, погруженный в собственные мысли, а когда увидел потерявшего дар речи мальчишку, то понял все без слов и сам предложил сфотографироваться. После этого Клин уже не сомневался: ему на роду написано быть автогонщиком.

Успехи в картинге и Формуле BMW были не слишком громкими, да и чемпионский титул в немецкой Ф Renault 2. 0 нельзя назвать таким уж невероятным достижением. Но в тот момент все остальные австрийцы не имели и того, потому на Кристиана обратили свое внимание сначала доктор Марко, а затем и Дитрих Матешиц.

С их поддержкой дело пошло веселее: в 2003-м Клин стал вице-чемпионом европейской Формулы 3, а уже в 2004-м пилотировал Jaguar по трассам Ф1. Правда, своего напарника Марка Уэббера, если оба добирались до финиша, он не опередил ни разу, да и очки смог заработать только за шестое место в Бельгии, но это было не так важно. В следующем сезоне место Jaguar занимала команда Red Bull Racing.

Определенная тонкость, правда, заключалась в том, что пилотов у команды было сразу три, и австрийцу пришлось делить одну машину с Тонио Лиуцци. Но в тех гонках, где удавалось финишировать, он почти всегда оказывался в первой десятке. Лучшим результатом стало уверенное пятое место в Китае. Сменщик-итальянец выступал примерно на том же уровне, но вот Дэвид Култхард ехал на другом Red Bull заметно быстрее. . .

К счастью, Матешиц купил еще одну команду, что позволило снизить остроту кадрового вопроса. Маленькой победой Клина можно считать тот факт, что его оставили-таки в RBR, тогда как Лиуцци отправили в Toro Rosso.

Сезон 2006 года для Кристиана начался с восьмого места в Бахрейне, но затем результаты перестали радовать: сходы, аварии, финиши во второй десятке. Масла в огонь подлил Култхард, поднявшийся на подиум в Канаде. В августе австриец узнал, что контракт с ним продлен не будет. Причем еще ладно, если бы доктор Марко прислал свою традиционную убийственную SMS. Нет, гонщику рассказал обо всем бывший напарник Уэббер, которого пригласили в Red Bull Racing на место Клина.

Самому же пилоту предложили продолжать карьеру при поддержке быков, но уже за океаном. Австриец отказался – и тогда ему даже не дали завершить сезон, усадив за руль более сговорчивого Роберта Дорнбоса.

Клин попробовал договориться с кем-то еще, но без спонсорского пакета получил лишь место третьего пилота в Honda. Он даже выехал на одну из тренировок в Сильверстоуне, когда у Дженсона Баттона прихватило живот. . .

Он почти договорился с Super Aguri, когда пришел Сакон Ямамото с мешком денег. Потом были два сезона в роли второго тест-пилота BMW Sauber. Кристиану даже дали немного поездить на тестах, но он уже налаживал контакты в гонках на выносливость, где с первой же попытки смог подняться на подиум Ле-Мана.

Было понятно, что Формульная карьера подходит к неизбежному завершению. И несколько гонок в 2010-м за рулем HRT – признайтесь себе откровенно, остались ли у вас воспоминания об этом? – лишь ускорили этот процесс.

Контракт с марафонской командой Peugeot на 2012 год выглядел хорошим продолжением, но французы внезапно решили свернуть программу. Так что в последнее время Кристиан выходит на старт нерегулярно, да и то все больше в Австралии и Новой Зеландии. А Марк Уэббер по-прежнему выигрывает в Формуле 1 за рулем машины с изображением красного быка.